^ Наверх ^
добавить в избранное
Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?
скрыть форму
фототуса.руСтатьипомощьСправочникиВся правда о фотопленках

Вся правда о фотопленках

Вы думаете, что фотопленку производят только 4—5 фирм? Продолжаете верить в миф, созданный некомпетентными и неграмотными продавцами, что самая лучшая и универсальная фотопленка Kodak 400 ISO? Не понимаете, что означают различные кривые, изображенные в рекламных буклетах тех или иных фотопленок? Тогда развейте свои догадки и заблуждения, узнайте ВСЮ ПРАВДУ О ФОТОПЛЕНКАХ из этой статьи!

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Что такое фотопленка? Ответить на этот вопрос можно так: это гибкая прозрачная основа, на которую нанесен светочувствительный эмульсионный слой. Но светочувствительные фотоматериалы не всегда имели такую структуру. В опытах Ньепса и Дагера главным образом использовались серебряные пластинки, на поверхности которых и образовывалось изображение. Но серебряная пластина — слишком дорогая основа для фотографии. Поэтому вскоре место серебряных пластин заняли стеклянные. В опытах Тальбота в качестве основы использовалась бумага, пропитанная светочувствительным составом. А для того чтобы сделать лист бумаги более прозрачным, его пропитывали воском. Но бумага имела собственную неоднородную структуру и по этой характеристике очень сильно уступала стеклу.

Фотопленки на гибкой основе появились спустя 40 лет с момента изобретения фотографии, в 80 годах позапрошлого столетия. До этого в качестве основы главным образом использовались стеклянные пластинки, которые имели массу недостатков, ведь стекло — достаточно хрупкий и тяжелый материал. Попытки создать более надежную и удобную основу предпринимались многократно, но достаточно хорошие предложения так и не получили массового распространения.

В 1931 году было начато фабричное производство черно-белых кинопленок в России. Изначально пленки производились на заводе «СВЕМА» в г. Шостка (Украина) и Переславле-Залесском. Чуть позже была запущена фабрика «ТАСМА» в Казани. В 1935 году Agfa, а в 1936 Kodak предложили цветные обращаемые фотопленки, похожие по своему строению на современные.


ПРОИЗВОДСТВО ФОТОМАТЕРИАЛОВ

Производство светочувствительных материалов — это достаточно сложный технологический процесс. Условно его можно разделить на 4 стадии:

• приготовление светочувствительной эмульсии;
• производство основы;
• полив эмульсии на основу и сушка;
• финишная обработка — резка, перфорирование, экспонирование служебных символов и фасовка.

Кроме того, производство фотоматериалов требует достаточно больших затрат на исследования, связанные с совершенствованием фотоматериалов. Поэтому в мире не так много компаний и заводов, способных производить качественные современные фотоматериалы.

За венец первенства на российском рынке борются две марки — Kodak и Fujifilm. За ними следует Konica, существенные улучшения фотоматериалов и мудрая ценовая политика обеспечили этой компании большую популярность в России. На четвертом месте расположилась Agfa. Предлагая достаточно качественные и недорогие фотоматериалы, компания имеет явно слабый маркетинг в России. В незначительных количествах представлены все другие производители.

Чтобы лучше разобраться в этом многообразии фирм, давайте подробнее взглянем на фирмы, производящие фотоматериалы, и их историю. Чтобы не обижать производителей, мы приведем список в алфавитном порядке.

Agfa

www.agfa.com

В 1867 году в Берлине Мендельсоном-Бартольди (сын Феликса Мендельсона — композитора, автора свадебного марша) и Оппенгеймом была основана компания Aktein Gesellschaft fuer Anilin — Fabrikarion или сокращенно AGFA. Как можно догадаться из названия, первые годы компания занималась производством анилиновых красителей. В 1888 году компания начинает осваивать производство фотоматериалов. В 1891 году изобретен проявитель Rodinal. В 1895 году AGFA строит завод в Вольфене, поначалу здесь производились только красители, но позднее было начато производство фотоматериалов. В 1897 году выпускается первый продукт под торговой маркой AGFA, это был проявитель Eikohogen. Параллельно с этим в 1894 году в Антверпене (Бельгия) фотограф Lieven Geavaert основал компанию по производству фотобумаги L. Geavert & Cie. В 1912 году немецкий химический концерн Bayer, частью которого станет Agfa AG, строит завод в Леверкузене (Leverkusen), где сейчас расположено производство фотопленок. В 1935 году AGFA выпускает цветную фотопленку Agfacolor. А в 1964-м происходит слияние компаний Agfa и Gevaert. После слияния компаний им отходит право на торговую марку AGFA. Основные производственные мощности компании сегодня располагаются в Бельгии, США и Германии. Сегодня компанией производится практически весь ассортимент цветных и черно-белых обращаемых и негативных фотопленок, как любительского, так и профессионального назначения. На ресурсе http://www.agfa.com/photo/products/film/consumer/vista/ можно найти обзор любительских фотопленок Agfa.

Ferrania

www.ferraniait.com

Компания Ferrania Imaging Technologies была образована в 1923 году в Италии. Основные производственные мощности расположены в Италии и США (штат Оклахома). На рынке фотопленок компания представлена исключительно любительскими пленками тип 135 и APS. Собственная марка производимых фотопленок Solaris FG 100, 200, 400, 800. Кроме того, компания производит фотоматериалы по заказам различных компаний. В российских магазинах можно встретить фотопленку Astra и Samsung производства Ferrania.

Foma

www.foma.cz

История чешской компании началась в 1921 году. Именно в этом году была основана компания FOTOCHEMA Ltd. (Фотохема) в Hradec Kralove, Чехия. Первые годы компания специализировалась на выпуске фотопластинок и реактивов для их обработки. Позднее, с 1931 года, компания начинает производство черно-белых фотобумаг, а в 1932 году черно-белой роликовой фотопленки. Все производимые фотоматериалы выпускались под торговой маркой FOMA. В 1949 году налажено производство фотоматериалов для рентгеновской съемки, в 1958 году цветной фотобумаги и пленки, а в 1972-м начато производство цветной обращаемой фотопленки. В 1990 году компания стала называться National Enterprise FOMA. С 1990 года компания сосредоточила свои усилия на производстве черно-белых светочувствительных материалов. После приватизации 1995 года название компании изменилось на FOMA Bohemia Ltd. В России компания предлагает весьма качественные и дешевые черно-белые фотоматериалы.

Forte

www.forte-photo.net

Точных данных о данном производстве нет, предположительно в 1922 году компанией Kodak был построен завод по производству черно-белых фотобумаг в городе Vac (Вак, Венгрия). Очевидно, судьба этого предприятия схожа с историей многих заводов, оказавшихся на территории соцлагеря после Великой Отечественной войны. Национализация, смена названия. Так или иначе, сегодня этот завод производит продукцию под маркой Forte и носит название FORTE Photochemical Co. Некоторые фотоматериалы производятся на заводе, другие проходят здесь лишь финишную обработку (резка мастер-рулонов, произведенных на других предприятиях, и фасовка). В России фотоматериалы этой компании встречаются крайне редко.

Fujifilm

www.fujifilm.ru

Компания Fuji Photo Film Co., Ltd. была основана в 1934 году в Японии. В 1936 году была произведена первая черно-белая фотопленка, а уже в 1948 году налажено производство цветных обращаемых фотоматериалов. Начиная с 1967 года, компания поставляет фотоматериалы на экспорт. В 1974 году был открыт завод по производству фотобумаги в Бразилии. А в 1976 году разработана первая в мире цветная негативная пленка с чувствительностью 400 ISO — Fujicolor F-II 400. В 1997 году начато производство фотопленки на дочернем заводе в США, Южная Каролина. Цветная негативная пленка Reala с четвертым светочувствительным эмульсионным слоем появилась на рынке в 1989 году. Сегодня компания занимает одно из первых мест в сфере производства светочувствительных фотоматериалов и имеет весьма широкий ассортимент, в котором представлены практически все позиции профессионального и любительского назначения.

Ilford

www.ilford.com

Компания Ilford была образована в 1879 году. Производственные мощности компании расположены в Великобритании и Швейцарии. Российскому потребителю эта компания наиболее широко известна как производитель черно-белых профессиональных фотоматериалов. Долгое время найти фотоматериалы этой компании в России было очень сложно, отсутствовали постоянные дистрибьюторы и представители. Но, похоже, ситуация начинает меняться к лучшему. В продаже можно встретить черно-белые и монохромные фотоматериалы этой марки.

Kodak

www.kodak.com, www.kodak.ru

Джордж Истман — основатель компании Kodak — родился 12 июля 1854 года в США. Свою деловую карьеру Истман начал в 14 лет в качестве посыльного страховой компании, после чего стал клерком в банке. Когда Истману было 24 года, он решил отдохнуть в Санто-Доминго, и его друг посоветовал ему купить камеру и сделать несколько снимков на память об отдыхе. На отдых Истман так и не уехал, но очень увлекся фотографией. Ему захотелось упростить сложный процесс фотографирования тех лет. Днем он работал в банке, а ночью экспериментировал на кухне. В апреле 1880 года Истман взял в аренду третий этаж здания на улице Стейт в Рочестере и приступил к производству сухих светочувствительных пластин для продажи. Годом позже Истмен нашел делового партнера, бизнесмена Генри А. Стронга, который вложил в начинания существенную сумму. 1 января 1881 г. Истман и Стронг основали партнерство по производству сухих фотопластин под названием Eastman Dry Plate Company. В 1882 году Истман уволился с работы в Рочестерском сберегательном банке и все свое время посвятил работе в своей компании. Истман много экспериментировал и в 1885 году выпустил рулонную светочувствительную пленку для фотокамер. В 1889 году фирма была переименована в компанию Eastman Company. В этом же году первая партия коммерческой роликовой пленки, доработанная Дж. Истманом и его помощником — химиком-исследователем, поставлена на рынок.

Впервые слово «Kodak» было зарегистрировано как торговая марка в 1888 году. Название фирмы было просто придумано Истманом. Вскоре был открыт первый заграничный завод в пригороде Лондона. В 1900 году компания вышла на российский рынок, открыв отделение в Санкт-Петербурге и Москве. В 1908 году построен завод в Австралии. В 1936 г. в продажу поступила 35-мм слайд-пленка KODACHROME. А в 1942 г. объявлено о создании первой в мире цветной негативной пленки KODACOLOR. В 1954 году компания Kodak Brasileira запустила завод по производству фотоматериалов в городе Сан-Пауло, Бразилия. Через 15 лет в городе Виндзор, штат Колорадо, начата работа по созданию производства пленки и фотобумаги. В 1970 году в городе Гвадалахара (Мексика) началось строительство завода по производству пленки. А в 1987 году в Рочестере началось строительство суперсовременного завода по производству цветных фотопленок профессионального назначения.

Компания Kodak является не только крупнейшим производителем фотоматериалов (сегодня эта компания предлагает самый широкий ассортимент), но и законодателем стандартов и «моды» в фотоиндустрии. С ассортиментом любительских фотопленок можно познакомиться на сайте http://wwwru.kodak.com/RU/ru/consumer/products/films/35mmFilms.shtml. А на ресурсе http://wwwru.kodak.com/global/en/professional/support/databanks/filmDatabankColorNeg.jhtml?id=0.1.36.32.7.4&lc=en можно найти англоязычную документацию по всем фотоматериалам Kodak.

Konica

www.konica.ru

В 1873-м Рокусабуро Сугиуро основал компанию Konishi, специализирующуюся на производстве материалов (фотопластинок) и аксессуаров для фотографии и литографии. В 1903 году появляется первая японская фотобумага под названием Sakura, а в 1929-м начинается производство черно-белой фотопленки с аналогичным названием. В 1940 году фирма первой в Японии выпускает цветную фотопленку. В 1991 году появилась новая пленка Impresa 50, а в 1999 году — первое поколение пленок Centuria. В 2003 году компания объединилась с Minolta, что привело к изменению названия компании на Konica Minolta. Фирма производит как профессиональные, так и любительские фотопленки, однако российскому потребителю знакомы главным образом любительские фотопленки.

Orwo

Сегодня фотоматериалов такой марки не существует, но они были очень популярны в Советском Союзе, поэтому мы решили сказать несколько слов об этой марке. История компании ORWO начинается в 1895 году, точнее в этом году начинается история завода, который значительно позднее будет переименован в ORWO. В 1895 году в немецком городе Вольфен (Wolfen) начинается строительство завода по производству анилиновых красителей AGFA (производство продолжается и сегодня). В 1910 году неподалеку строится завод кинофотоматериалов. Именно на этом заводе в 1935—36 годах начинается производство первых цветных фотоматериалов AGFA. В 1945 году Вольфен сначала занимают американские, а затем русские войска. После образования ГДР предприятие переходит в социалистическую собственность. В 1950 году название меняется на ORWO, сокращение от Original Wolfen. Очевидно, в это время завод еще продолжает использовать торговую марку AGFA. Но в 1964 году, после объединения AGFA и Gavert, право на торговую марку AGFA переходит образованному концерну. Завод в Вольфене начинает производство фотоматериалов под торговой маркой ORWO. Продукция поставляется главным образом в страны социалистического лагеря, где пользуется большой популярностью. После объединения Германии и распада соцлагеря ORWO теряет практически весь рынок и становится неконкурентоспособным. В 1991 году фирма дробится на небольшие отдельные предприятия, а в 1995 году объявляется банкротом. Сегодня в Вольфене под маркой ORWO действует лаборатория по производству несущего информацию слоя для CD и DVD дисков для всех мировых производителей.

СВЕМА

Завод по производству светочувствительных фотоматериалов «СВЕМА» расположен с г. Шостка (Украина). Название завода произошло от сокращения слов СВЕточувствительные МАтериалы. Во времена Советского Союза это был крупнейший отечественный производитель фотопленок. Но времена меняются. Производственные объемы сокращаются, а черно-белые фотопленки этой марки все реже встречаются на прилавках фотомагазинов. Некоторое время назад можно было найти в продаже цветную фотопленку ДС-100, обрабатываемую по процессу С-41. Под этой маркой продавалась фотопленка производства Fujifilm, прошедшая финишную обработку на заводе

ТАСМА

http://tasma.pionerpress.ru/company.php

Завод светочувствительных фотоматериалов был заложен в 1931 году в Казани. Название «ТАСМА» было присвоено заводу в 1979 году и происходит от сокращения ТАтарские Светочувствительные МАтериалы. В 1992 году производственное объединение преобразовано в акционерное общество открытого типа «Холдинговая компания Тасма». Фотолюбителям хорошо известны черно-белые фотопленки производства этой компании, в том числе фотопленка в металлических кассетах с DX кодом Tasma 100 SUPER.


ТИПЫ ФОТОПЛЕНОК

С точки зрения передачи информации о цвете все пленки можно разделить на 2 группы — цветные и черно-белые. А с точки зрения передачи тона изображения и назначения — на негативные и обращаемые. Каждый из этих типов пленки требует своего химико-фотографического процесса обработки, и при его нарушении изображение на пленке может получиться некачественным либо вообще отсутствовать. Давайте чуть подробнее разберемся в этом вопросе.

Черно-белая негативная фотопленка

Этот тип пленки появился значительно раньше всех других и существует уже более 100 лет. Такая пленка предназначена для получения черно-белых фотографий, но с нее могут быть напечатаны и монохромные отпечатки с каким-либо цветным оттенком.

Обработка такой пленки состоит из двух стадий: проявка и фиксирование. На стадии проявления экспонированные микрокристаллы соли серебра восстанавливаются до металлического состояния. Не стоит думать, что во время фиксирования изображение каким-либо загадочным образом фиксируется, просто на этой стадии растворяются и вымываются из эмульсионного слоя по-прежнему светочувствительные микрокристаллы соли серебра, на которые не подействовал свет. Конечно, еще необходима промывка после ванн, а между ваннами может использоваться стоп-ванна, моментально останавливающая процесс проявления.

Полученное после обработки изображение на фотопленке образовано частицами металлического серебра. Это позволяет манипулировать с изображением непосредственно на фотопленке, добиваясь необходимого эффекта. При помощи ванн с химическими реактивами изображение можно сделать более или менее плотным (светлым), повысить контраст или придать изображению цветной оттенок (вирировать).

Когда вы отдадите такую фотопленку на проявку, ее, скорее всего, будут обрабатывать вручную, поэтому стоимость черно-белой проявки в некоторых лабораториях может быть высокой. При желании и наличии минимального оборудования и опыта такую фотопленку можно проявлять дома, что позволит добиться наилучшего качества изображения. Если попробовать проявить такую фотопленку по какому-либо другому процессу, то изображения на ней вы не получите. На пленке не будут видны даже нанесенные на перфорацию надписи с указанием типа пленки. Будьте внимательны, если вам вернули из проявки черно-белую пленку, на которой полностью отсутствует изображение надписей на перфорации, возможно, ее неправильно обработали. Этот тип фотопленки появился задолго появления современных мини-лабораторий для обслуживания фотолюбителей, поэтому черно-белая фотопленка не может быть проявлена на проявочной машине, стоящей в любительской лаборатории. Очень сложен и процесс печати фотографий с такой пленки на принтер-процессоре, оттенок фотографий может оказаться практически непредсказуемым. На черно-белых пленках отсутствует DX информация с кодом эмульсии и номером кадра.

Не лучшим образом черно-белые фотопленки подходят и для сканирования на домашнем оборудовании. Металлическое серебро может образовывать слишком высокие плотности, которые окажутся не под силу простенькому сканеру. Так как металлическое серебро отражает инфракрасные лучи, то и система автоматической ретуши пыли и царапин при сканировании такой пленки окажется недоступна.

Черно-белые фотопленки стоит рекомендовать профессионалам и опытным фотолюбителям, ведь качество черно-белого изображения на таких пленках наивысшее. Но для того чтобы использовать все возможности фотопленки, необходима ручная фотопечать на черно-белую фотобумагу либо сканер достаточно высокого класса.

Цветная негативная фотопленка

История цветной негативной пленки начинается в 1942 году. Сегодня это самый распространенный тип пленки среди фотолюбителей. Цветная негативная фотопленка предназначена для печати цветных фотографий.

Обрабатывается такая фотопленка по процессу С-41, предложенному фирмой Kodak, либо по альтернативному процессу какой-либо другой фирмы. Этот процесс значительно сложнее обработки черно-белой фотопленки. Большее количество ванн и необходимость точного контроля температуры проявления накладывают некоторые ограничения. Если черно-белые фотоматериалы можно обрабатывать в растворах комнатной температуры, то для обработки цветной пленки необходима более высокая температура — 36—39 градусов Цельсия. В процессе участвует 4 ванны: цветное проявление, отбеливание, фиксирование, стабилизация. Обработка фотопленки осуществляется, как правило, на автоматических проявочных машинах.

Одновременно с восстановлением соли серебра, во время проявления, в эмульсионных слоях цветной негативной пленки образуются желтый, пурпурный и голубой красители. После выхода красителя металлическое серебро оказывается ненужным, ведь оно только увеличивает оптические плотности изображения. Поэтому на стадии отбеливания металлическое серебро снова превращается в хорошо растворимое соединение, которое будет вымыто из эмульсионного слоя на последующих стадиях обработки. Цель стадии фиксирования прежняя — удаление из эмульсионного слоя невостребованных солей серебра. На стадии стабилизации осуществляется интенсивная промывка, необходимая для удаления из эмульсионных слоев оставшихся солей серебра и химреактивов. Кроме того, в этой ванне может присутствовать оптический стабилизатор, улучшающий сохранность красителей.

Обработанная фотопленка имеет оранжево-красноватый цвет. Это цвет маски. Маскирующий компонент вводится в эмульсионный слой для улучшения цветопередачи, так как ученым не удалось найти красителя с оптимальными оптическими характеристиками, проблему улучшения цветопередачи решили при помощи маскирования. Не стоит думать, что оранжевый цвет маски — это результат простого прокрашивания пленки. Маскирующий компонент разрушается при образовании красителя и в местах их сильного выхода практически отсутствует. Замечу, что первые негативные цветные фотопленки не имели маски и были практически прозрачными. Так как пленка негативная, то все цвета реального изображения меняются на противоположные. Синий цвет становится желтым на пленке, зеленый — пурпурным, а красный — голубым. Цветные красители достаточно нечувствительны к химическому воздействию, а поэтому изменить качество изображения в лучшую сторону путем химического воздействия на обработанную пленку невозможно.

Если цветную негативную пленку обработать по черно-белому процессу, то получится малоконтрастное черно-белое изображение. Высокая плотность вуали при этом сделает проблематичным процесс фотопечати и сканирования. Повторная обработка такой пленки по процессу С-41 позволит получить результат, очень схожий с обычной обработкой по родному процессу С-41 — получится достаточно качественный цветной негатив. Обработав негативную фотопленку по процессу E-6 (об этом процессе чуть позже), мы получим на фотопленке позитивное изображение с сильно искаженной цветопередачей.

Наличие DX кода на перфорации и маски делают цветные негативные пленки идеальными для получения цветных фотографий путем прямой оптической печати. Эти пленки также хорошо поддаются процессу сканирования, но после сканирования потребуется тщательная обработка — цветокоррекция, для того чтобы избавиться от цвета маски.

Монохромная негативная фотопленка

Классические черно-белые пленки всем хороши, но очень неудобны при печати фотографий на цветную фотобумагу с использованием автоматического оборудования фотолабораторий. Нельзя их и проявлять на таком оборудовании. Для решения этой задачи всего лишь несколько лет назад были предложены монохромные фотопленки.

Главное назначение монохромной пленки — это простое и удобное получение черно-белых фотографий с использованием автоматического оборудования фотолабораторий и цветной фотобумаги.

Эта фотопленка обрабатывается по процессу С-41, используемому для обработки цветных негативных фотопленок. Поэтому монохромную фотопленку можно проявить практически в любой фотолаборатории. Как вы помните, в этом процессе обработки существует стадия отбеливания, которая уничтожает металлическое серебро, значит, изображение на монохромной пленке образовано красителями. Маска на монохромной пленке необходима главным образом для упрощения процесса печати на автоматическом оборудовании, благодаря ей цветной оттенок полученных снимков становится более управляемым. Для облегчения процесса печати на перфорацию монохромных пленок нанесен DX код. Химическое воздействие на обработанный фотоматериал не даст никакого положительного эффекта.

При обработке монохромной пленки по обычному черно-белому процессу получится черно-белое изображение с высокой плотностью вуали, что усложнит процесс фотопечати и сканирования. Повторная обработка такой пленки по процессу С-41 позволит получить результат, очень схожий с обычной обработкой по родному процессу С-41. Обработав пленку по процессу Е-6, можно получить позитивное изображение на фотопленке, но с цветным оттенком.

Монохромная пленка будет более подходящей для сканирования, чем классическая черно-белая, по причине меньших плотностей красителя и отсутствия металлического серебра. Однако качество изображения на монохромных пленках все же немного ниже, чем на черно-белых.

Цветная обращаемая фотопленка

Цветная обращаемая фотопленка предназначена для получения позитивного (соответствующего оригиналу, как на фотографиях) изображения непосредственно на пленке. Этот тип пленки появился несколько раньше цветной негативной пленки. Первые обращаемые фотопленки, произведенные компанией Agfa, появились в 1935 году.

Обращаемые фотопленки требуют своего собственного процесса обработки E-6 по номенклатуре Kodak или любого альтернативного процесса других компаний. В обращаемой фотопленке используются те же соли серебра, что и в негативной, но изображение получается позитивным! Весь секрет такого превращения кроется в специальной стадии химического обращения или засветки. Порядок ванн может быть следующим: черно-белое проявление, химическое обращение или засветка, предварительная отбеливающая ванна, отбеливание, фиксирование и промывка. На первой стадии восстанавливаются экспонированные микрокристаллы, получается обычное негативное черно-белое изображение. Далее следует химическое обращение или засветка. Цель этой ванны — «засветить» неэкспонированные участки, которые и будут проявлены на следующей стадии цветного проявления. Назначение остальных ванн аналогично используемым в процессе С-41. Исключение составляет только предварительная отбеливающая ванна.

После обработки на пленке можно видеть позитивное изображение, полностью готовое для просмотра. Для того чтобы тоновоспроизведение было привычным глазу, обращаемые фотопленки имеют значительно больший контраст, чем негативные. Так как изображение на обращаемой пленке насколько возможно соответствует действительности, то его достаточно просто сканировать, ведь не требуется специальная цветокоррекция. По этой причине обращаемые фотопленки наиболее широко используются в процессе съемки для полиграфических изданий. А вот с печатью фотографий с обращаемой пленки долгое время существовали проблемы. Для этих целей использовался весьма сложный и редкий процесс R-3. Печать осуществлялась вручную, а поэтому фотографии были очень дорогими. Но с появлением цифровых принтер-процессоров эта проблема полностью исчезла. Многие цифровые машины позволяют без труда печатать цветные фотографии с любого типа фотопленки.

Обработав обращаемую фотопленку по негативному процессу С-41, можно получить очень контрастный цветной негатив с искаженной цветопередачей и без маски. Отпечатанные с такого негатива фотографии будут иметь высокую цветовую насыщенность и контраст. Этот метод часто используется профессиональными фотографами как творческий прием и называется кросс-процессом (Cross). Обработка по черно-белому процессу не даст положительного результата, изображение получится черно-белым, негативным, с плотной красно-оранжевой вуалью.

Обращаемая черно-белая фотопленка

В силу своей специфичности сегодня этот тип пленки практически не используется. Предназначена она для получения черно-белого позитивного изображения на фотопленке — черно-белых слайдов. В России подобные фотопленки не продаются, поэтому ограничимся лишь кратким упоминанием об этом типе пленки.

В процессе обработки, как и в случае с цветными обращаемыми пленками, эта пленка требует стадии обращения. Главным отличим пленки от негативных является низкая плотность вуали и бесцветность основы.

При желании, обработав обычную черно-белую пленку по черно-белому процессу с обращением, можно получить достаточно неплохой слайд. Только вот цель получения такого изображения не ясна. Мода на диапроекторы прошла, а с точки зрения сканирования эта пленка по своим характеристикам достаточно близка к обычным, черно-белым фотопленкам.

Некоторое время назад отечественная промышленность выпускала фотоматериалы данного класса, например фотопленку марки «ОЧ». Из зарубежных примеров можно назвать фотопленку Agfa SCALA и фотопленку с возможностью моментального проявления Polaroid.

Кинопленки

Цветные и черно-белые кинопленки, используемые в современном кинематографе, отчасти могут быть использованы для фотосъемки. Однако на практике это не очень удобно. Кинопленки в процессе использования испытывают большие механические нагрузки, поэтому они несколько толще, чем фотопленки, могут возникнуть проблемы с транспортировкой пленки в камере.

Цветные кинопленки имеют дополнительный черный сажевый слой, их проявка требует специального процесса обработки. Да и форма перфорации на кинопленках может отличаться и быть бочкообразной.

Продаются кинопленки в металлических коробках, рулонами по 300 и менее метров. Если вас не смущают перспективы использования кинопленки, то можете попробовать приобрести черно-белую кинопленку. Она не требует специального процесса обработки и имеет мягкий контраст изображения. Выигрыш в цене с аналогичным количеством фотопленки будет ощутим, но не очень велик.

Форматы фотопленок

После производства фотоматериала его фасуют в кассеты, продают листами или наматывают на ролики. Существует несколько стандартов фасовки фотопленки, каждый из которых используется только в определенном типе фотоаппаратов.

Каждому типу фасовки присваивается свой номер или фирменное название. Поскольку законодателем в этой области является Kodak, то и присвоенные этой компанией номера типов фасовки становятся общепринятыми. Первый тип пленки, производимый Kodak, имел номер 101. Всем последующим типам фасовки присваивался либо порядковый номер, либо номер, ассоциирующийся со спецификациями фасовки.

Самый распространенный тип фотопленки — это 35-мм перфорированная роликовая фотопленка, или ТИП 135. Продается эта пленка в металлических кассетах по 12, 24 и 36 кадров. Также можно встретить кассеты и с достаточно нестандартным количеством кадров: 27, 15 или вроде того. Некоторые производители реализуют свои фотоматериалы рулонами, в коробках от 15 до 300 метров. Купив такую упаковку, можно самостоятельно разматывать пленку на отдельные кассеты, поэтому цена коробки, как правило, несколько ниже фасованной пленки. Так как такая фасовка наиболее часто используется для кинопленок, то и встречаются в такой упаковке обычно черно-белые кино- и фотопленки. Найти цветную негативную фотопленку в такой фасовке практически невозможно.

Тип 120 представляет собой ролики пленки шириной 61 мм. Используется такая пленка в профессиональных среднеформатных фотоаппаратах и позволяет делать кадры размером 6х4,5, 6х6, 6х7, 6х9 см. Некоторое время назад промышленность выпускала и любительские камеры, использующие такую пленку, но сегодня их производство прекращено. Количество кадров на пленке зависит от длины кадра, и при размере кадра 6х6 см составит 12 кадров. На всем протяжении пленка защищена бумажным ракордом, который защищает намотанную на катушку пленку от засветки. На обратной стороне ракорда указываются номера кадров, которые можно видеть в отверстии на задней панели камеры во время съемки.

Тип 220 аналогичен типу 120. Главное отличие — увеличившееся вдвое количество кадров. Достичь этого, не изменяя габаритов ролика, удалось благодаря частичному отказу от бумажного ракорда. У этой пленки защитный ракорд приклеен к началу и концу ролика и отсутствует в середине. В настоящее время в продаже тип 220 встретить практически невозможно.

Формат APS. Стандарт Advanced Photo System был создан благодаря сотрудничеству крупнейших фотографических производителей и должен был стать промежуточным в переходе любительской фотографии с 35-мм камер на цифровые. Пленка продается в картриджах по 15, 25 и 40 кадров. Зарядка пленки в камеру осуществляется полностью автоматически, зарядный хвостик пленки даже не торчит из камеры. После проявки пленка снова заматывается в кассету, что обеспечивает ее надежное хранение, ведь пленка с изображением будет недоступна для рук фотолюбителей. Главное отличие этого типа пленки — наличие магнитной дорожки для записи информации об условиях съемки, что должно улучшить качество автоматической фотопечати. Распространенный за границей в России этот формат не прижился. Лабораторий, работающих с пленками данного типа, очень мало, поэтому и в продаже APS пленка встречается не часто.

Листовая фотопленка. В профессиональных камерах высокого класса используется листовая фотопленка. Пленка продается в листах разных форматов, будучи упакованной в коробки по 10, 20 и 50 листов. Самые распространенные форматы: 9х12 см, 10,16х12,7 см, 13х18 см и 20,3х25,4 см. Лист пленки обычно заряжается в специальную кассету от фотоаппарата в полной темноте. Для облегчения этого процесса и возможности определения типа пленки в полной темноте на одной из сторон листа имеются фигурные надсечки.

Не так давно с производства была снята миниатюрная пленка ТИП 110. Пленка продавалась в пластмассовых картриджах, имела защитный бумажный ракорд с номерами кадров. Аналогичную, но несколько большую кассету имели пленки формата 126. Другой недавно исчезнувший тип пленки — это дисковая пленка (FILM DISK). Диск плоской пленки вращался в процессе экспонирования. На один диск можно было сделать 15 кадров форматом 8х10 мм. Оба формата были предложены фирмой Kodak и использовалась в компактных любительских фотоаппаратах.

Источник: orwo.zagruz.info


Смотрите также:

Вторая DSLR новинка Nikon - 12,3-Мп камера D300
Компактная камера Ricoh GX200 пришла на смену GX100
Canon EOS-1Ds Mark III
Casio Hi-Zoom Exilim EX-V8 теперь и в черном цвете
BenQ выпустила самую тонкую 8-Мп камеру — BenQ DSC X800
Объектив AF-S DX NIKKOR 16-85mm f/3.5-5.6G ED VR — универсал со стабилизатором
Pentax выпускает 12-Мп камеру Optio A40
Правила фотографирования женщины. Советы фотографам
Canon EOS 40D
Nikon D300

Комментарии, оставленные посетителями:


Мне нравится!

Интересно, спасибо!




Есть что сказать? Оставьте свой комментарий:

Ваше имя:

Введите свой комментарий:(все html-тэги автоматически вырезаются)

Рекомендуем:

danormalno.ru
© 2007-2017, FotoTusa.Ru - клуб фотографов и фотолюбителей.
Все фотографии являются собственностью их авторов.
По вопросам использования изображений связывайтесь с авторами.
Яндекс.Метрика