^ Наверх ^
добавить в избранное
Логин:
Пароль:
 
Забыли пароль?
скрыть форму
фототуса.руСтатьипомощьФотошколаМетод диагоналей

Метод диагоналей

О том, как повысить свое фотомастерство, придумано и разработано множество способов. Когда фотограф начинает творить, он использует одни из этих способов, и создает шедевр, что является наверно главной идеей фотографии как целостного искусства. Конечно же фотомастерство постоянно прогрессирует, и в данном случае, а точнее представленной статье, Вам будет рассказано о еще практичном способе добиться качественного снимка, с помощью метода диагоналей.

В почти каждой книге о фотографии или о композиции в фотографии можно найти упоминание о так называемом «Правиле третей». Обычный 35-миллиметровый кадр делится на девять равных частей делением каждой из сторон на равные части. «Правило третей» (П. Т.), как говорят, пошло от понятия «Золотое сечение», которое в общем случае может быть выражено отношением 1 к 1,6180339. Используя «Золотое сечение» вы можете провести две линии для каждого угла прямоугольника, горизонтальную и вертикальную, на основании выше обозначенного соотношения. Прямоугольник со сторонами, относящимися друг к другу по правилу «Золотого сечения», имеет немного более продолговатую форму нежели стандартный 35-миллиметровый кадр с отношением сторон 3 к 2. Отношение сторон образовавшегося прямоугольника (пунктирная линия на рисунке) составляет 2 к 236.



Именно по причине этой разницы правило «Золотого сечения» было отодвинуто на второй план: оно «не влезает» в стандартный кадр. Было получено новое универсальное соотношение: «Правило третей», которое напротив — отлично укладывается в рамки 35-миллиметрового снимка. Структура горизонтальных и вертикальных линий в П. Т. выглядит похожей на линии, проведенные по правилу «Золотого сечения», но ведь и Джордж Буш и Памела Андерсон покажутся одинаковыми, если смотреть издалека. П. Т., конечно, может быть применено «в лоб» — как простой метод избежать помещение объекта в центре кадра.


Анализ известных фотографий и картин показал, что важные детали очень часто лежат не на пересечении линий, образованных П. Т. Это было обнаружено несколько лет назад. В процессе разработки программы Курса композиции на 2006 год было проведено несколько визуальных экспериментов.

Интуитивно ставили по четыре точки где-то в углу пустого 35-миллиметрового кадра, чтобы понять, существует ли в этом какая-то система. К удивлению было обнаружено, что эти точки лежат на диагоналях, принадлежащих квадратам с сторонами равными короткой стороне кадра. Диагонали делят прямые углы пополам, и такое деление более гармонично нежели то, что вы можете получить, проведя диагонали из угла в угол кадра.

Это дало название - «Метод диагоналей». Повторюсь, вы должны понимать, что речь идёт о диагоналях квадратов, но не самого кадра.

Было протестировано десятки фотографий и картин известных фотографов и художников вроде Рембранта. Большинство работ изображают людей. Оказалось, что важные детали, такие, как глаза, руки и прочие объекты (ножи, книги, сигареты и т. д.) лежат на одной или более диагоналях квадратов, вписанных в прямоугольник 35-миллиметрового кадра.

«Метод диагоналей» «работает» следующим образом: в кадре с отношением 3 к 2 следует построить два перекрывающихся квадрата со сторонами, равными короткой стороне кадра, в каждом квадрате проведите диагонали.




Детали на фотографиях и картинках очень часто находятся этих линиях, с точностью до миллиметра. В виде примера: диагональная линия может пересекать глаз человека, видного целиком на снимке размером 8Ч10 дюймов (примерно равно листу бумаги формата A4). Именно эта удивительная точность стала определяющим фактором для продолжения экспериментов.

Была попытка найти найти теоретический базис, но поиск дал совсем немного. Кроме «силовых линий» квадратов, описанных Рудольфом Арнхеймом в его классическом труде «Искусство и визуальные отношения». (Весьма странно, что он ни слова не сказал о восприятии, т. с., прямоугольного искусства — работ, основанных на прямоугольных формах.) Не так давно была взята в пример очень интересная книга Брайана Томаса, который проанализировал на предмет все различных геометрических закономерностей 98 известных полотен разных мастеров. Что он нашёл: Золотое сечение, конечно, используется, но не так часто, как ожидалось, отношения 2 к 4, 3 к 5, 5 к 7, треугольники, прямоугольники, квадраты и линии, находящиеся под углом 30 или 60 градусов к углам полотна. Интересно, что только однажды он увидел деление на трети (П. Т.), но в 15 работах он обнаружил квадраты и участие в композиционных построениях диагоналей этих квадратов для определения местоположения важных деталей.

Важно, что Метод диагоналей был получен при помощи экспериментов, а не основан на теории. Правило третей основано прежде всего на теории, не очень сильной, стоит заметить, поскольку теория Золотое сечения находится в заброшенном состоянии. После того, как открыли Метод диагоналей, было обнаружено , что пересечение линий Золотого сечения с диагоналями тоже нередко используется в работах художников и фотографов. (Это, конечно, не очень удивительно, ведь Золотое сечение тоже состоит из двух перекрывающихся квадратов) Оттого мы пока не будем забывать про правило Золотого сечения.

Представление «Правила третей», как одного из основополагающих в фотографии ошибочно и все ешё стоит помнить о «Золотом сечении».



На рисунке 3 вы можете видеть, как диагональ, принадлежащая построениям «Метода диагоналей» проходит через глаз, а точка пересечения линий «Правила третей» находится на не столь важной для композиции части лба. Достаточно часто получается, что хотя бы одна из диагоналей пересекает один из глаз, иногда точка пересечения лежит точно между глаз, указывая на то, что оба объекта одинаково важны.

Дабы просуммировать будут представлены основные тезисы:

1. «Метод диагоналей» работает для прямоугольников с любым отношением сторон.

2. Используя «Метод диагоналей» мы можем очень быстро увидеть важные точки (порой не очевидные).

3. Все точки четырех диагоналей — возможное местоположение субъекта и деталей, которые требуют внимания.

4. Если главный объект находится не на диагонали, почти всегда есть объективное тому объяснение. (Композиция больших частей более важна, нежели композиция деталей).

5. Важные делали часто лежат на диагоналях с точностью до миллиметра.

6. «Метод диагоналей особенно хорошо подходит для (цифрового) кадрирования, разработки рекламных макетов и постеров и любых случаев увеличения размеров фотографии.

7. В (хорошей) рекламе продаваемый товар (важный текст) всегда лежит на диагоналях.

8. Конечно, есть фотографии, такие, как многие пейзажи — не содержащие деталей. В этом случае «Метод диагоналей» попросту не применяется.

9. Прямые линии, намеки на линии, как, например, рука, стол, ножка стула и прочее также нередко основаны на диагоналях.

Источник: fotokaif


Смотрите также:

FUJIFILM FinePix S5Pro
Kodak EasyShare Z1015 IS: зум 15x, оптический стабилизатор и «HD-съемка»
Olympus E-430: неофициальные фото и технические данные
Вторая DSLR новинка Nikon - 12,3-Мп камера D300
Panasonic Lumix LS80 — новая 8,1-Мп камера с простым управлением
BenQ выпустила самую тонкую 8-Мп камеру — BenQ DSC X800
Sigma APO 200-500 мм f/2,8 / 400-1000 мм f/5,6 EX DG — объектив для настоящей фотоохоты
Основные авторские права фотографа
Kodak утверждает, что 75% профессиональных фотографов хранят верность пленке
Объектив Sigma 18-125mm f/3.8-5.6 DC OS HSM – стабилизированный универсал



Есть что сказать? Оставьте свой комментарий:

Ваше имя:

Введите свой комментарий:(все html-тэги автоматически вырезаются)

Рекомендуем:

danormalno.ru
© 2007-2017, FotoTusa.Ru - клуб фотографов и фотолюбителей.
Все фотографии являются собственностью их авторов.
По вопросам использования изображений связывайтесь с авторами.
Яндекс.Метрика